По законам Российской Федерации, любая продукция перед выходом на рынок должна быть проверена на соответствие принятым в нашей стране стандартам качества. И для каждой категории товаров существуют свои законодательные документы, закрепляющие критерии качества.
Автотранспортные средства – не исключение. Вопросы, связанные с безопасностью колесного транспорта, изложены в техрегламенте Таможенного Союза под номером 018 2011. Он был утвержден в 2011 году, в нём всего восемь разделов, которые содержат все необходимые сведения, такие как: общие положения документа, расшифровка терминов, правила оборота товаров данной категории, методы оценки, маркировка продукции, а также перечислены установленные нормы безопасности и принцип эксплуатации. Кроме того, регламент содержит 19 приложений, описывающих сертификационные схемы и уточняющих требования к разным подвидам продукта.
Цель ТР ТС 018 2011 – создание единой системы стандартов качества для колесного транспорта, работающей на территории Таможенного союза, и следовательно, защита имущества и жизнедеятельности граждан-потребителей. Соответствие этим стандартам подтверждает сертификат безопасности колесных транспортных средств. Регламент регулирует все вопросы, связанные с мототранспортом (включая квадроциклы), пассажирским транспортом (обладающими от 4 и более колес), шасси, прицепами, грузовыми автомобилями и прочими комплектующими машин, которые могут влиять на надежность транспортных средств. Однако некоторые виды транспорта не попадают под действие ТР ТС, их полный список указан в тексте технического регламента.
Получить сертификат безопасности колесных транспортных средств можно шестью разными способами, т.е. в результате применения 6 разных процедур сертификации.
Схемы 1С и 2С действуют на продукцию серийного выпуска. В таком случае необходимо заполнить заявку и подать необходимые сопроводительные документы. Комиссия сертификационного центра рассмотрит заявление, проведет испытания продукции и проанализирует производственные процессы, выдаст сертификат и промаркирует изделие, а также будет осуществлять инспекционный контроль товаров.
Схема 2 – наиболее предпочтительнее, т.к. вместо оценки производства комиссия оценивает систему менеджмента качества в организации.
Схема 3С — используется в основном для сертификации, ввозимой из-за границы продукции или товаров отечественного производства без сертификата СМК,
Схема 9С – для партий зарубежного производства с определенным объемом.
Схема 11С считается самой элементарной и применяется, только в том случае, если у органа по сертификации есть возможность осуществлять испытания (исследования)на соответствие заявленным характеристикам продукта в течение всего срока действия сертификата.